Что такое агрессивное вождение?
« Назад
Что такое агрессивное вождение? 13.05.2016 08:40
ВОДИТЕЛЯМ ГРОЗЯТ ОПАСНОСТЬЮ!
Поправки к ПДД по поручению премьера Дмитрия Медведева ГИБДД и общественники разрабатывают с 2015 года. Они нужны, напомним, чтобы инспекторы могли бороться с агрессивными водителями, подрезающими автомобили и совершающими другие опасные маневры. В качестве санкций за опасную езду обсуждаются варианты от штрафа 5 тыс. руб. до лишения прав и уголовной ответственности.
В частности, речь идет о невыполнении требования уступить дорогу автомобилю, пользующемуся преимущественным правом движения (при перестроении из полосы в полосу); перестроении при интенсивном движении при всех занятых полосах (кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия).
Читайте также
Росавтодор: повышение качества федеральных дорог приведет к увеличению числа ДТП
Также сюда относятся несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди автомобиля, бокового интервала, необоснованное резкое торможение и препятствование обгону. Такие маневры, считают в ГИБДД, могут спровоцировать «ситуацию, создающую угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».
Первоначальная редакция термина, представленная в 2015 году, была лаконичнее: в перечень тогда попал отказ уступить дорогу автомобилю с преимущественным правом движения, перестроение при интенсивном движении, несоблюдение дистанции, бокового интервала, необоснованное резкое торможение и препятствование обгону.
Дмитрию Медведеву этот вариант показался чересчур сложным; по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова были проведены общественные слушания, по итогам которых Госавтоинспекция доработала проект определения. Сейчас он направлен в правительство РФ, где его оформят в виде поправок к ПДД.
«Формулировка охватывает широкий спектр нарушений, при этом одним из ключевых элементов является факт их неоднократности, — обращает внимание президент экспертного центра “Движение без опасности” Наталья Агре.— Ведь однократное действие может быть связано с ошибкой. Очень важно, чтобы данная формулировка была донесена до участников движения, были выработаны четкие механизмы фиксации правонарушения. Это позволит избежать двоякости толкования и, как следствие, конфликтных ситуаций и недоразумений». Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков также поддержал предложенный ГИБДД вариант: «Чем подробнее будет, тем лучше».
«Введение в ПДД термина “опасное вождение” — безусловно, важный шаг, — заявили в пресс-службе департамента транспорта Москвы.— Поддерживаем стратегию коллег из МВД».
«С одной стороны, чтобы избежать злоупотреблений, мы не можем отказаться от конкретных нарушений в описании термина. С другой — дублировать имеющиеся положения ПДД в термине “опасное вождение” неправильно», — считает, в свою очередь, редактор журнала «За рулем» Сергей Смирнов.
Президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин также указывает, что за отдельные нарушения штраф уже предусмотрен — например, за отказ уступить дорогу машине с преимущественным правом проезда (ст. 12.17 КоАП; штраф — 500 руб.).
Также его смутили формулировки «несоблюдение безопасной дистанции» и «необоснованное резкое торможение».
Для современных машин с хорошими тормозами — это 8 м, для старых “Жигулей” — 28 м. Кто и как будет определять обоснованность торможения?
Кроме того, по его словам, угроза гибели или ранения людей сама по себе «не может образовывать состав административного правонарушения»: «В итоге под опасную езду можно будет подвести даже объезд ямки».
«Проблема в том, что гаишники будут сами решать, как трактовать то или иное нарушение, — соглашается координатор движения “Синие ведерки” Петр Шкуматов.— Вот человек не уступает дорогу скорой помощи. Инспектор может это расценить, как нарушение на 500 руб., а может — как опасную езду с лишением прав. Все это приведет к росту коррупции».
«Слишком громоздким» определение счел и лидер Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.
Не надо прописывать все до мелочей, все равно решение о наказании будет принимать суд. Надо сделать так, чтобы ст. КоАП “Хулиганство” распространялась и на дорожные маневры. А от субъективной оценки инспектора и судьи мы в любом случае уйти не сможем, ни одна камера не сможет сама распознавать агрессию на дороге.
«Общество и ГИБДД, кажется, не готовы еще к введению такого термина», — добавляет Петр Шкуматов.
«Это крайне неблагодарная задача: либо водители будут недовольны, либо гаишники, — согласился глава аналитического центра Probok.net Александр Шумский.— За границей сделано проще: гражданин за рулем не должен себя вести хуже, чем можно было бы ожидать от компетентного и ответственного водителя. Представить такую формулировку у нас в стране пока возможным не представляется в силу недоверия участников дорожного движения к контролирующим органам. И в то же время мы никогда не уйдем от человеческого фактора в определении опасного вождения. Термин должен быть, не вижу ничего страшного, если мы его подкорректируем исходя из судебной практики».